Единый государственный реестр
саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих
Рег. № 001-1
дата включения 19 декабря 2002
23/02/2010 06:54

Интервью журналу "Экономика и жизнь" 20 января 2004года

Генеральный директор НП «Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих»  - Валерий Королев.

Вас устраивает существующая форма организации деятельности арбитражных управляющих в виде СРО? Надо ли было предусмотреть альтернативу – некоторые опытные (известные, состоятельные) арбитражные управляющие работают самостоятельно?

          03 декабря 2003 года закончился переходный период  новой редакции федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”. Основным новшеством закона является то, что государство передало часть своих контрольных функций саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих. При этом государство усилило контроль за этими организациями в два раза, т.е. контроль за деятельностью арбитражных управляющих со стороны  уполномоченного органа (ФСФО России) и контроль за деятельностью организаций со стороны регулирующего органа (Минюст России).

          По данному закону вся полнота ответственности за деятельностью арбитражного управляющего возложена на СРО, которая создана путем добровольного объединения арбитражных управляющих в некоммерческую организацию. При этом права этих организаций законодатель ограничил, например, возложив обязанность представления кандидатур в арбитражный суд, не дал право быть лицом, участвующим в деле, и даже  лицом, участвующем в арбитражном процессе. Данный ответ мы получили путем попыток через арбитражные суды первой инстанции, аппеляционной инстанции, а также кассации доказать свои права,  как саморегулируемой организации.

          Альтернатива существующей формы организации деятельности управляющих в виде СРО есть и, всего скорее, это - простое товарищество, например, из трех товарищей, поскольку, в законе предусмотрена обязанность представлять кредиторам и суду три кандидатуры управляющих. Управляющим, да и всем россиянам очень удобна форма объединения в тройки: больше доверия, больше ответственности. Хотя, не представляю, как регулирующий орган будет контролировать около 2-3 тысяч таких СРО, но для управляющих это удобно. При этом в своем составе троики будут иметь одного известного или, точнее, состоятельного арбитражного управляющего и двоих для численности.

Сейчас зарегистрировано 38 СРО. Насколько эта цифра оправданна (есть потребность в большем количестве или, наоборот, их должно быть меньше)? Вы ощущаете конкуренцию со стороны других СРО?

          В настоящее время 38 СРО включено в единый государственный реестр, много это или мало? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на статистику дел о банкротстве за 2003год. Количество дел резко снизилось, поэтому для прошлого года этого количества было много. Как будет развиваться процесс «банкротизации» промышленности и сельского хозяйства 2004-2005гг., мы можем только догадываться, но по нашим прогнозам, количество дел удвоится. При этом тем СРО, которые создавались, только лишь для того, чтобы получить заветную выписку о включению в реестр, конечно, будет тяжело по крайне мере, вернуть деньги , которыми учредители этих СРО расплачивались за членов, поскольку, по документам деньги в компенсационный фонд вносил, а это 50000рублей , каждый самостоятельно.

           Конкуренции со стороны других СРО мы не ощущаем, ее просто нет в понятийном смысле этого слова. А вот взаимоотношения арбитражных управляющих, проживающих в одном субъекте Российской федерации, являющихся членами разных СРО, и, особенно, усиленные личным неприятием - это настоящая проблема.

Как строятся отношения с Минюстом и ФСФО России?

         Отношения с Министерством юстиции РФ как регулирующим органом построены очень по-деловому, все запросы, жалобы, отчеты исполняем в сроки, установленные законом. Совместно с главными управлениями Минюста по субъектам РФ провели ряд семинаров, совещаний, в работе которых участвовали также представители уполномоченного органа. В июле 2003г. по приказу министра юстиции проведена первая плановая проверка деятельности Приволжской СОАУ. Проверяли не только центральный аппарат, но также все тринадцать филиалов по всей России, по нашим подсчетам в проверке участвовало более сорока сотрудников Министерства юстиции. Результаты проверки нас вдохновили, замечаний нет, значит, мы идем правильным путем.

           Уполномоченный орган в лице ФСФО России имеет десятилетний стаж работы в сфере банкротства и контроля за деятельностью арбитражных управляющих, а уж в участии в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по процедурам банкротства им вообще равных нет. На самом деле, арбитражному управляющему сейчас стало легче, поскольку у государства появилось лицо, которое принимает решения и отвечает за принятые решения, и есть другое лицо – это СРО, которое управляющему и поможет, и даже, возможно, защитит. И в этом, конечно, большая заслуга настоящих профессионалов, которые пришли и работают в ФСФО.

В настоящее время нет постановления Правительства РФ о порядке формирования компенсационного фонда либо общества взаимного страхования. Как Вы работаете в подобных условиях? Что, на Ваш взгляд, предпочтительнее – компенсационный фонд или ОВС? Компенсационный фонд должен быть сформирован только за счет денежных средств либо и другого имущества (например, ценные бумаги)?

          Основная масса СРО создали компенсационный фонд только в денежной форме, и разместили эти средства на депозитах в банках, которые входят в сотню лучших стабильных банков России. Поэтому для нас никогда не существовал вопрос, что можно было поступить иным способом. И с огромным  удивлением узнаем, что у одной из СРО создан компенсационный фонд из векселей членов этой СРО, или, например, иной способ - СРО одномоментно формирует компесационный фонд из, якобы, взносов членов СРО, получает справку в банке, что сумма необходимая сформирована, а на следующий день деньги возвращает банку, всего-то потери - один-два дня оплата процентов за пользование чужими денежными средствами. Говорят, есть еще другие способы.

           За год работы компенсационный фонд Приволжской СОАУ вырос в 1,6раза. Тем самым мы показываем кредиторам, должникам, уполномоченному и регулирующему органу, что мы наращиваем свой защитный фонд, и сейчас он, уже не минимальная сумма, а  60000 рублей, из расчетов на одного члена.

С какими  нарушениями в ходе осуществления процедур банкротства  по Закону 2002 г. (в части деятельности арбитражных управляющих) Вы сталкивались?

           Жалобами СРО завалили, за год  -46 жалоб на действия арбитражных управляющих, и только одна - по действующей процедуре, все остальные - по процедурам, которые были ранее, есть даже по законченным делам. Жалобы, в основном, от бывших работников предприятий по неполучении им зарплаты. К сожалению, старый закон работников предприятий относил к кредиторам второй очереди, а на них, как правило, денег в конкурсном производстве не хватало. Новой закон полностью защищает работника, относя долги по зарплате к текущим платежам, за исключением выходных пособий. Одна из жалоб нас озадачила, пришлось обратиться в областную прокуратуру - жаловался министр лесного хозяйства одной из областей на конкурсного управляющего: почему он (управляющий) срочно, чуть ли не в месячный срок после введения конкурсного производства, не продает предприятие конкретному частному предпринимателю, поскольку министр уже договорился с ним, о чем - по письму не понятно. Надеемся, что правоохранительные органы разберутся.

Есть ли случаи исключения арбитражных управляющих из Вашей СРО? Если да, то в связи с чем?

        Из организации люди уходят и приходят, а в основном, исключаем из членов СРО по их просьбе. Разбираясь с причинами выхода, приходим к выводу, что основная масса уходит по причине  того, что в Приволжской СОАУ эффективно работает система контроля за деятельностью арбитражных управляющих, а этим людям очень не нравится, что необходимо перед кем-то отчитываться. Предыдущий их опыт работы был таков, и они не хотят перестраиваться, вот и расстаемся. Одного арбитражного управляющего исключили за нарушения действующего Устава партнерства, поскольку   суд его признал виновным  по ст.159 УК РФ, подтвердив тем самым наши опасения за  его деятельность, поскольку членство этого управляющего в нашей организации мы приостановили еще в июле 2003г.

Расскажите, пожалуйста, о реализации какой-то конкретной процедуры. Т. И. Трефилова говорила нам о компании «СИБУР - Нефтехим».

     У нас есть и положительные примеры оконченных процедур, например:

    Арбитражный суд Нижегородской области 19 февраля 2003г. обратилось ЗАО «Биллот»  (г.Москва) с заявлением о признании ОАО «СИБУР-Нефтехим» несостоятельным (банкротом). 26 февраля 2003г. данное заявление принято к производству.  Определением Арбитражного  суда Нижегородской области по делу № А43-1809/03-18-5 от «12» марта 2003 г. возбуждено дело о банкротстве,  и введена процедура наблюдения в отношении ОАО «СИБУР-Нефтехим» (ИНН 5249051203, 603600  г. Нижний Новгород, ГСП-247, ул. Ошарская, 63).   Временным управляющим  назначен Королев Валерий Викторович.

      Временным управляющим проведен анализ финансового состояния ОАО «СИБУР-Нефтехим» в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки установленные Федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)».    

      Введение процедуры наблюдения. на ОАО «СИБУР-Нефтехим» (Среднесписочная численность работников, 8824 человек.), одновременно дало возможность снять все наложенные аресты на имущество, со стороны кредиторов и ) позволило руководству компании сосредоточиться на решении вопросов по снижению издержек и повышению эффективности производства. Благодаря этому на момент подписания мирового соглашения были получены убедительные результаты, свидетельствующие о способности «СИБУР-Нефтехима» не только выполнить свои обязательства перед кредиторами, но и сохранить работающее производство, жизненно важное для стабилизации социально-экономической ситуации в г. Дзержинске и в Нижегородской области в целом. Именно поэтому курс на достижение мирового соглашения был активно поддержан администрацией губернатора и правительством региона.

     В течение 2003г. на ОАО «СИБУР-Нефтехим» был проведен комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, позволивших существенно снизить энергопотребление и усилить контроль за расчетами с поставщиками энергии. Были переведены в режим теплогенерации технологические печи, что позволило Нефтехимзаводу отказаться от закупок в ОАО «Нижновэнерго» дорогостоящего пара высокого давления. Завод «Капролактам» был переведен на теплоснабжение от Игумновской ТЭЦ. Ранее это предприятие получало более дорогостоящую теплоэнергию, которая транспортировалась с потерями на значительное расстояние от Дзержинской ТЭЦ. Была введена в эксплуатацию автоматическая система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), которая позволила сократить расходы на электроэнергию. Учитывая, что энергозатраты составляют весомую долю в себестоимости продукции ОАО «СИБУР-Нефтехим», реализация программы энергосбережения привела к существенному экономическому эффекту.

    В течение 2003 года  ОАО «СИБУР-Нефтехим» удалось значительно увеличить загрузку производственных мощностей, прежде всего за счет увеличения этиленопотребления на заводе «Капролактам». Так, производство этиленхлоргидрина с 200 тонн в марте увеличилось до 900 тонн в декабре. Увеличение этиленопотребления позволило производить больше продукции и другим предприятиям «СИБУР-Нефтехима». Переработка углеводородного сырья за год была увеличена  с 43-х до 56 тысяч тонн в месяц.

    Как результат – уже в мае «СИБУР-Нефтехиму» удалось выйти на безубыточный режим работы. В июле – октябре 2003г. компания получала в среднем по 15 млн. рублей чистой прибыли ежемесячно. Если по итогам работы в первом полугодии 2003 года был получен убыток в размере 300 млн. рублей, а до введении процедуры наблюдения деятельность была убыточна, то второе полугодие «СИБУР-Нефтехим» закончил с чистой прибылью. В целом, по данным городского управления статистики  города Дзержинска, предприятия ОАО «СИБУР-Нефтехима» в 2003 году выпустили продукции и оказали услуг почти на 7 млрд. рублей. Объем производства в 2003г. в сравнении с 2002г. увеличился почти на 15%. Перевыполнен план по выпуску всех основных видов продукции. Бизнес-планом на 2004 год предусмотрен дальнейший рост производства примерно на 20%. Запланировано получение в 2004 году чистой прибыли в размере 150 миллионов рублей.

  В 2003г. после утверждения мирового соглашения компании удалось продолжить работу над реализацией восьми инвестиционных проектов, в том числе завершить три проекта, стоимостью 27 млн. рублей. Из этой суммы почти 9 млн. рублей было инвестировано во втором полугодии 2003 года. Общий же объем средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов в ОАО «СИБУР-Нефтехим» во втором полугодии 2003 года, составил почти 100 млн. рублей. В декабре 2003 года в компании были завершены механомонтажные работы на товарно-сырьевой базе сжиженных углеводородов (ТСБ СУГ) в г. Кстово, строительство которой - с перерывами - осуществлялось на протяжении почти трех лет. В настоящее время на этом объекте ведутся пуско-наладочные работы. Ориентировочный срок сдачи базы в эксплуатацию – февраль-март 2004г. Общий объем капитальных вложений в ТСБ СУГ за все время строительства превысил 330 млн. рублей. Товарно-сырьевая база позволит уже 2004г. значительно улучшить ритмичность и качество обеспечения сырьем Нефтехимического завода, повысить эффективность работы в компании в целом.

    В 2004 году в ОАО «СИБУР-Нефтехим» под руководством генерального директора Крупнова П.В. начнутся работы по строительству газотурбинной установки (ГТУ-ТЭЦ) для заводов Дзержинской площадки. Из 1,32 млрд. рублей, которые будут инвестированы в этот проект в 2004-2006гг., в 2004 году предстоит освоить порядка 440 млн. рублей. На НХЗ  в 2004 году начнутся работы по строительству завода полиэтилена мощностью 120 тыс. тонн продукта в год. Инвестиционная программа позволит компании выйти на новый виток развития, освоить новые рынки сбыта,  увеличить производство и реализацию товарной продукции, а главное – резко увеличить объем чистой прибыли, из которой, начиная с 2006 года, будут производиться расчеты с кредиторами на условиях, предусмотренных мировых соглашением.

    Результат процедуры - сохранение предприятия, увеличения количества рабочих мест с одновременным повышением заработной платы на ОАО «СИБУР-Нефтехим».

20 января 2004года